Посткризисное время делает все более актуальным повышение
эффективности взыскания долгов, как для государственной исполнительной системы,
так и для самих взыскателей.
Соответственно, требуются все новые технологии мотивации
должников к выполнению своих обязанностей, работающие даже при нынешнем
недостаточном ресурсном обеспечении службы судебных приставов.
Одной из таких технологий, появление которой предопределено
современной информационной эпохой, становится PR-сопровождение взыскания
долгов.
В настоящее время Федеральная служба судебных приставов
России демонстрирует большую информационную активность. Мы постоянно видим
новости о запретах выезда за рубеж, новых способах взыскания и т.д. Возникает
вопрос: можно ли эту PR-деятельность ФССП РФ сделать более эффективной с точки
зрения взыскания долгов?
С нашей точки зрения возможности для улучшения имеются и вот
основные из них:
1) Актуально использование арсенала корпоративного
коллекторства для мотивации руководителей, которые дистанцировались от
организаций-должников, к «возвращению» в проблемные организации, поиску
денежных средств, чтобы избежать не юридической, а репутационной
ответственности.
Это направление работы проявлялось бы в том, что судебные
приставы, кроме стандартной и часто трудоемкой работы (запросы о имущественном
состоянии должника, выезд по месту нахождения и другие исполнительные
действия), могли бы показать должнику, а затем, при отсутствии шагов навстречу,
осуществить информационное воздействие по ключевым точкам: контрагентам,
предпринимательским объединениям, контролирующим органам. При этом
информационное воздействие могло бы проводиться и в отношении организаций,
которые фактические руководители организации должника создали на базе активов,
выведенных из «брошенных» или обанкроченных фирм.
Такая работа не исключала бы актуальное в подобных случаях
уголовно-правовое направление (применение ст. 177 УК РФ «Злостное уклонение от
погашения кредиторской задолженности», ст. 315 УК РФ «Неисполнение решения
суда»), но была бы более оперативной и часто более опасной для должника.
2) Информационным акциям, направленным на мотивацию
отдельных категорий должников к погашению задолженности, можно добавить
системности за счет взаимодействия с крупными взыскателями.
Речь идет о том, что к отдельным новостям можно добавить
использование, например, наружной рекламы по аналогии с практикой партнерства
ГИБДД и страховых компаний. Такие акции были бы актуальны, например, для
взыскания небольших долгов перед телекоммуникационными компаниями.
Системность информационного воздействия проявляется в
использовании различных каналов коммуникации (пресса, интернет, слухи и т.д.) и
форматов сообщений для целевой аудитории, а также применении стратегии
непрямого действия, когда мысль о необходимости погашения задолженности
доносится косвенно.
3) Информационное сопровождение наиболее спорных и сложных
инициатив (наложение взыскания на полисы ОСАГО, средства на мобильном телефоне
и т.д.) может отчасти обеспечиваться научно-консультационной поддержкой, т.е.
заключениями авторитетных правоведов относительно юридической обоснованности
таких действий. Естественно, научно-консультационные заключения могут быть
непонятны широкой общественности, но они важны для коммуникации с
контролирующими органами и демонстрируют проработанность инициатив.
4) Кроме сообщений о негативных для должника последствиях
работы судебных приставов, стоит организовать появление новостей о позитивных
примерах, т.е. ситуациях, когда должник, несмотря на все сложности, сумел
погасить задолженность. Важно подбирать не только экзотические, но и типичные
варианты решения долговых проблем (займ у родственников, помощь объединений и
работодателя).
Можно сказать, что эффективность PR-сопровождения взыскания
задолженности для службы судебных приставов может быть повышена за счет
расширения:
- подходов к
использованию PR-воздействия (не только массовое информирование, но и точечная
работа методами корпоративного коллекторства);
- круга участвующих
субъектов (совместные PR-компании с отдельными видами взыскателей; привлечение
экспертов для научно-консультационной поддержки);
- содержания
сообщений (наряду с описанием негативных последствий позитивные примеры решения
долговых проблем).
Важным моментом для эффективного PR-сопровождения
исполнительного производства может стать расширения круга сотрудников службы
судебных приставов, которые могут применять информационное воздействие.
Пресс-службы в настоящее время существуют на уровне Управлений ФССП РФ по
отдельным субъектам федерации, а значит круг лиц, которые могут использовать
PR-инструментарий, достаточно ограничен и его расширение затруднено с учетом
особенностей функционирования государственных органов.
Однако отдельные приемы информационного воздействия, прежде
всего, точечные (письма контрагентам должников и т.д.) могли бы использовать и
отдельные приставы исполнители. Естественно, такая работа требует определенного
обучения и практики, но она может дать хорошие результаты по наиболее
проблемным взысканиям, когда стандартные приемы не работают.
Таким образом, PR-сопровождение взыскания задолженности
может стать для судебных приставов еще более эффективным инструментом
обеспечения успешного исполнения решений судов.
Дмитрий Жданухин, к.ю.н.
По материалам сайта Клерк.ру