В настоящее время взыскание долгов в сфере ЖКХ затрудняется
негативным отношением общественности, придирчивым вниманием правоохранительных
органов, прежде всего, прокуратуры, а так же неэффективностью обычных методов
(звонки, рассылка писем, личные визиты и т.д.). Возможным выходом из такой
ситуации является использование в коллекторской практике методик, которые
раньше использовались в общественной деятельности и политтехнологиях. Речь идет
об организации общественных слушаний, т.е. об обсуждении вопросов приемлемости
тех или иных методов взыскания, а также вообще проблемы платежной дисциплины по
коммунальным услугам на собраниях жильцов.
Цели коллекторских общественных слушаний достаточно просты:
- показать прокуратуре, недовольным должникам и всем
интересующимся, что применение тех или иных методов было публично обсуждено и,
в идеале, одобрено (как это обеспечить разберем далее);
- привлечь внимание жильцов к проблеме неплатежей, из-за
которых коммунальные услуги просто не могут быть оказаны качественно и в
нормальном объеме;
- добиться дополнительного общественного воздействия на
неплательщиков.
Технология подготовки общественных слушаний включает
следующие действия:
- определение места и времени проведения слушаний (это может
быть то же самое место и время, которые используются для общих собраний
жильцов, более того, слушания могут быть частью этих собраний);
- распространение нескольких видов приглашений на слушания:
а) большинство жильцов уведомляются просто с помощью объявлений, где приведена
цель и программа слушаний; б) неплательщики уведомляются специальными
приглашениями, где отмечается, что на слушаниях может быть рассмотрен их
конкретный случай;
- проведение слушаний: выступление представителя
коллекторского агентства, дополнительно может быть привлечен эксперт (юрист,
психолог, лектор и т.д.), вопросы участников слушаний, дискуссия;
- фиксация результатов слушаний (вот тут может быть
интересный ход, если, в целом, реакция была негативная, то распространяется
информация о самом факте обсуждения, а если методы (бланки уведомлений для
недобросовестных неплательщиков, программы взыскания и т.д.) получили
одобрение, то указывается именно этот факт);
- распространение результатов слушаний: направление
протокола в прокуратуру по месту проведения слушаний, подготовка и публикация
пресс-релиза и т.д.
Достаточно большая вероятность одобрения на слушаниях
используемых бланков уведомлений должников и программ взыскания вызвана тем,
что придут на это мероприятие, прежде всего, те жильцы, которые добросовестно
платят за коммунальные услуги. Должники, весьма вероятно, просто испугаются
приходить (не считая самых злостных неплательщиков - асоциальных лиц, которые
могут не понять сам факт приглашения на слушания).
Естественно, коллекторское агентство, которое решает
использовать такой метод как общественные слушания, должно подготовиться и к
возможным конфликтам. Такая подготовка включает специальную психологическую
тренировку представителей на слушаниях и т.д. Вместе с тем, есть вероятность,
что описанное оригинальное мероприятие пройдет без особых сложностей.
В заключении отметим, что организация общественных слушаний
как метод коммунального коллекторства (комплексного взыскания коммунальных
долгов) будет особо актуальна в будущем, когда расширится самоуправление в
сфере ЖКХ.
Дмитрий Жданухин, к.ю.н.
По материалам Клерк.ру